Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Подписка на рассылку

Хельга Боброва: Сообщения

Хельга Боброва

Дата последнего входа: 23.04.2016 19:36:23
Дата регистрации: 05.04.2016 16:58:02
Хельга Боброва -> Всем
В 1966 году американский психолог Роберт Розенталь пришёл к выводу, что ожидания имеют свойство оправдываться. Он назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проведя параллель с персонажем древнегреческой мифологии. Скульптор Пигмалион полюбил статую девушки, сделанную им из слоновой кости. Чувство его было столь сильным, что, повинуясь ему, статуя ожила.

В первом эксперименте Розенталь поручил группе людей наблюдать за тем, как крысы проходят лабиринт. Они думали, что помогают профессору проводить эксперименты над крысами, а Розенталь в это время подвергал исследованию то, как их собственные ожидания влияют на крыс. Одни крысы были представлены участникам как «умные», другие – «глупые» (разумеется, это не соответствовало действительности). В результате были получены данные, которые подтвердили необоснованный прогноз. «Умные» крысы проходили лабиринт лучше, чем «глупые».

Оказалось, когда участник работал с «умной» крысой, он уделял ей больше внимания: поглаживавние и более мягкое обращение создавало положительное подкрепление, которое и помогало крысе пройти лабиринт лучше своих «глупых» сородичей.
Второй эксперимент Розенталь провёл в школе. Перед началом учебного года учащиеся сдали тест на интеллект (IQ). Родители и учителя были ознакомлены с его результатами. Среди работ учеников экспериментатор случайным образом отобрал небольшую группу учащихся, в отношении которых учителям была предоставлена информация, призванная изменить их ожидания. «Эти ученики, — сказал Розенталь о выбранной группе, — сдали тест IQ в числе средних. — Однако согласно нашей новое методике мы можем дать прогноз, что в их интеллектуальном развитии ожидается скачок в течение следующего года». В конце учебного года Розенталь повторно провёл тест на интеллект. Ожидания учителей оправдались – среди учеников указанной группы действительно произошёл скачок интеллектуального развития.

Данную группу учеников экспериментатор выбрал случайным образом. Если бы на их месте оказались другие школьники, то именно они совершили бы этот прорыв, подтвердив ожидания педагогов. Инструментом оценки в данном эксперименте выступили не школьные отметки, которые являются субъективным критерием, а стандартизированный тест, исключающий влияние экспериментатора на результат.

Каким-то невообразимым способом особое отношение учителя к ученику спровоцировало интеллектуальный рост ребёнка. Почему ожидания имеют столь великую силу? Учителя, которым Розенталь сообщил свои прогнозы, подобно студентам, работавшим с крысами, проявили бОльшую внимательность к «перспективным» школьникам. Уже сама мысль, что от тебя ожидают большего, заставляет человека изменяться. Таким образом, было доказано: если у ребёнка есть педагог, который верит в его успех, это положительно влияет на его успеваемость и самооценку. Этим же объясняется и успех любимчиков учителей.

Исследования Розенталя имеют большое значение в сфере человеческих взаимоотношений. Если бы мы как люди верующие поступали по примеру нашего Учителя, то эффект Пигмалиона не был бы для нас великим открытием. Откроем послание Римлянам апостола Павла, глава 5, тексты 6-8. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:6-8).

Этот текст говорит о том, что мы были Богу врагами, мы были грешниками. Но Бог поступил с нами не так, как того мы заслуживали. Он дал нам понять, что мы можем стать лучше, у нас получится. Каждому человеку Он сказал, что у Него есть добрые ожидания относительно него. И уже сама мысль, что кто-то верит, что ты способен на лучшее – уже она побуждает к изменениям.

Что изменится, если и мы будет также поступать с нашими ближними?

В практике учительства в субботней школе эффект Пигмалиона проявляется в том, что ожидания учителей относительно результатов работы субботнего класса способны влиять на сами эти результаты. Существует тенденция, в соответствии с которой учителя, высоко оценивающие участников субботней беседы, получают более высокую отдачу. А учителя, считающие свою группу сборищем лентяев и тугодумов, вечно забывающих принести на урок Библии, получают именно их.
То, что ожидания, связанные с действиями подчиненных, имеют обыкновения сбываться, доказано многими исследователями. Этот принцип успешно действует и тогда, когда руководитель отдела СШ формирует свои ожидания в отношении коллектива учителей. Всегда ли учителя приходят подготовленными к учительскому собранию? Всегда ли выполняют поручения руководителя? Насколько продуктивно они проводят занятия? На все эти вопросы один ответ: ваши подчиненные в большинстве случаев соответствуют вашим ожиданиям относительно их.

Родительское отношение к детям также подвержено этому феномену. С помощью ожиданий, родители формируют будущее своих детей в лучшую или худшую сторону. Оправданные ожидания влияют на самооценку ребёнка, на выбор профессии, социальный статус и на его судьбу в дальнейшем.

Пигмалион-эффект обладает и рефлексивным свойством: если человек сам от себя ожидает малого или махнул на себя рукой, то эффективность его труда обычно соответствует негативным ожиданиям.

Поэтому давайте относиться к людям «с авансом». Пусть они не совсем совершенны, какими бы вы сейчас хотели их видеть, однако представьте себе, что уже через некоторое время они оправдают ваши самые смелые надежды и в их жизни произойдет мощный прорыв.

Молитва веры безусловно поможет вам сформировать позитивные ожидания в отношении своих подопечных. Ведь, молясь, вы выражаете уверенность, что так и будет. Бог любит отвечать на просьбы, укреплённые верой. И тут уже не эффект Пигмалиона, а Сам Бог сотворит чудо и повлияет на ситуацию Своим Словом и силой.

Отрывок из готовящейся к изданию книги «Дидактика субботней школы. Часть I. Психологические эксперименты, имеющие значение для преподавания в субботней школе».
Хельга Боброва, www.holy-day.ru.

Фото:
Хельга Боброва -> Всем
А почему в разделе [Хельга Боброва: Группы: Все группы] отображаются не все группы, а только те, в которых я участвую? Ведь рядом уже есть вкладка Мои группы.
Хельга Боброва -> Всем
И куда же попадают сообщения, написанные в живой ленте?
Хельга Боброва -> Всем
А чем отличаются темы, открытые на форуме, от тем, созданных в группах?
Хельга Боброва -> Всем
А Живая лента и Блог-лента - это одно и то же?
Написать сообщение …Загрузить файлы?